Образовательный портал

Шаг вправо, шаг влево...

28.01.2013 lornet-spb Тексты 4544 6 4.2

 ШАГ ВПРАВО, ШАГ ВЛЕВО... 

(на тему музыкально-эстетического воспитания) 

Автор   - В.В. Васильева,
Центр Айседоры Дункан (Санкт-Петербург, Россия).

     Система "балетного станка" - незыблемый фундамент для танцевального обучения детей, которые должны точно выполнять все движения, - шаг влево, шаг вправо... Убивая творческий импульс свободного движения, эта методика "правильного" движения переламывает психику ребенка, превращая их в исполнителей чужих желаний, стремлений, извращенных эстетических представлений. "...Танцовщик одновременно должен быть идеальным воплотителем идеи балета как тоталитарного искусства — изнуряющей муштры, покорности воле хореографа и самовыражения в строгих рамках рисунка заранее написанной роли", - из статьи Анастасии Подорожной "Пуанты и бинты" "Новая газета" № 56 от 26 июля 2007 года. 

     Против этого насилия над творческой волей танцора выступила в начале 20 века знаменитая американская танцовщица, основательница свободного танца Айседора Дункан: "Мои идеалы делали для меня невозможным участие в балете, каждое движение которого шокировало меня и шло вразрез с моим чувством прекрасного, его выразительные средства казались мне механическими и вульгарными". Советская власть испугалась свободного искусства Айседоры Дункан, так как почувствовала опасность от ее идей. Танцовщица стремилась сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Такое свободомыслие разрушало концепцию тоталитарного мышления. 

Классическая хореография 

     В сознании большинства родителей распространено мнение, что заниматься танцем нужно только для того, чтобы иметь правильную и красивую осанку, особенно, для девочек. И, что решать проблему правильной осанки можно только средствами классической хореографии. Они не задумываются, что происходит с психикой ребенка, когда он часами стоит у "балетного станка" и выполняет одни и те же "па". А понимают ли они, какую физическую нагрузку выдерживает тело, деформируя опорно-двигательный аппарат, и что последствия такой деформации могут быть опасны для здоровья. 

     Ограничивая процесс погружения ребенка в мир танца балетными "па", педагоги-хореографы позволяют доводить занятия до уровня дрессировки. Образовательный процесс сводится к формуле: запомнил—повтори. Музыка заменяется математическим счетом. Формальное использование музыки и механическое повторение движений лишает ребенка эмоционального отклика на музыку непосредственно, сообразно своим ощущениям. Из сознания уходит интуитивный компонент, иррациональное начало любого творческого процесса. Под разную музыку дети исполняют одни и те же заученные движения, позиции ног и рук. Вся их деятельность носит характер простого воспроизведения и увлечения механическим сходством. Танец превращается в демонстрацию технических приемов, спортивное соревнование. Творчество заменяется игрой в творчество. Какая личность формируется в процессе такой деятельности? Зачем всем детям нужна балетная техника, если она оторвана от тех балетных спектаклей, для которых собственно и придумана? Если она вне системы целостного учебно-воспитательного процесса профессионального обучения артиста балета? 

     Из упоминавшейся выше статьи Анастасии Подорожной "Пуанты и бинты", рассказывает Коротюк Надежда Андреевна, зав. хирургическим кабинетом поликлиники Большого театра: "Все говорят: "классика". А понимает ли большинство, что стоит за словом "классика"? Какую нагрузку предполагают занятия классическим балетом? Отсюда — регулярные перегрузки, хронический травматизм. Растяжения, вывихи, переломы: стопы, голеностопы, колени, тазобедренные суставы — остеохондрозы, перетруженные спины, стираемость костей и позвонков". 

     Из автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук М.Л.Кварцхава "Особенности гигиены труда и профессиональной патологии артистов грузинского национального балета" (Тбилиси, 2006): "Число профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата (суставов, мышц, сухожилий, связок) довольно велико. Развитие заболевания, как правило, обусловлено длительным функциональным перенапряжением соответствующих органов или систем человеческого организма... При изучении состояния опорно-двигательного аппарата у артистов классического балета ... установлено наличие у них изменений адаптационного характера в виде тендовагинитов, остеохондропатий, плоскостопия, хондроматозов, вальгусных деформаций большого пальца стопы, деформирующих артрозов, миозитов, миопатий и др. Вместе с тем, удалось установить спектр патологии, определённо имеющей профессиональный характер, в виде поражений скелета стопы, утолщения костной ткани I, II и III костей предплюсны с сужением костномозгового канала". 

Музыкальное движение 

     Куда сегодня отдавать ребенка заниматься танцем, дело родителей. Но и у родителей должен быть выбор. А чтобы был выбор, они должны знать обо всех танцевальных методиках. В их числе метод музыкального движения, незаслуженно вычеркнутый из официального рейтинга танцевального обучения, метод является одной из вершин отечественной педагогики. Музыкальное движение – это метод музыкально-эстетического воспитания, соединения движения и музыки, обучения свободному танцу. Метод музыкального движения дает возможность уйти от формализма в занятиях движением, представляет собой целостную педагогическую систему, обращенную к действенной природе ребенка. 

     В музыкальном движении музыка увлекает ребенка в мир танца естественно и просто, так, как учится он родной речи, как познает мир через игру. Музыка сама подсказывает характер движения (энергичный, волевой или спокойный, нежный) через который раскрывается музыкально-пластический образ. Не нужно придумывать движение до музыки, его нужно взять из музыки, эмоционально пережить "определённые отношения между звуками". Вот тогда движение становится музыкальным. Дети учатся слышать музыку как музыкальный рассказ, следить за развитием музыкальной мысли. Развивая таким образом внимание, воображение, творческое мышление. Детям предоставляется возможность двигаться свободно, самостоятельно отвечать на музыку движением. Они учатся эмоционально переживать содержание музыки. Эмоциональное воздействие музыки вызывает у ребенка множество ассоциаций. Исполнитель, таким образом, проникая в музыку, и сам ею обогащается. Здесь речь, конечно же, идет об использовании классической русской, зарубежной и народной музыке, которая предоставляет неисчерпаемое многообразие двигательного, эмоционального и вообще человеческого содержания. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку освоить технику естественного человеческого движения, наполненного музыкой. 

     Занимаясь музыкальным движением, танцуя, играя и импровизируя, ребенок получает удовольствие от общей эмоциональной активности, свободы инициативы. Ребенок не травмирует своё тело выворотными позициями, а развивает природную пластику, учится двигаться естественно и легко; у него воспитывается любовь к музыке, эмоциональная восприимчивость к ней, музыкальный вкус. Известный музыковед Л.В.Кулаковский считал музыкальное движение "подлинным детским танцевальным творчеством". 

     Станет ребенок танцором в будущем или не станет, дело второе, не нужно об этом думать, когда он только входит в мир танца. Музыкальное движение должно вернуться к детям и занять достойное место в системе образования и воспитания детей, приобщения их к танцевальному творчеству. 

Заключение 

     Классическая хореография и музыкальное движение – это разные виды танцевальной деятельности. В них по-разному раскрывается смысл природы творчества, которое, безусловно, влияет на внутренний мир ребенка, формирует его художественное мышление, отношение к искусству, к жизни в целом. Поэтому у каждого должен быть выбор, как танцевать и для чего. 

Ссылки:

http://ecodance.narod.ru/method.htm 
http://duncancenter.livejournal.com 
http://idvm.narod.ru/texts/296.htm

танец, дерзким, Статья, запуск ракеты
Всего комментариев: 6
avatar
6 lornet-spb • 16:08, 01.02.2013
Литература

# Айседора Дункан. Моя жизнь - М.: Контракт-ТМТ, 1992. - 192 с.: ил. ISBN 5-85058-009-3
# Анастасия Подорожная "Пуанты и бинты" "Новая газета" № 56 от 26 июля 2007 года.
# Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук М.Л.Кварцхава "Особенности гигиены труда и профессиональной патологии артистов грузинского национального балета" (Тбилиси, 2006)
# Стефанида Руднева. Воспоминания счастливого человека. - М.: Главархив, 2007. - 856 с.: ил. ISBN 978-5-7728-0152-9, ISBN 978-5-8330-0249-0
# Руднева С. Д. и Фиш Э. М. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания. 1-е изд. — М.: Просвещение, 1972; 2-е изд. — СПб.: Гуманитарная академия, 2000.
# Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.
# Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Сост. Е.Раевская, С.Руднева, Г.Соболева, З.Ушакова, В.Царькова. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991
avatar
Спасибо за материал. Прочитала с большим интересом. С чем-то согласилась сразу и безаппеляционно, так как являюсь мамой артистки балета, некоторые выдержки из статьи заставили меня задуматься.
avatar
4 iri777416 • 15:45, 29.01.2013
Спасибо за полезный материал.
avatar
3 gorshova1962 • 11:16, 29.01.2013
Спасибо за материал. Впервые встретила обоснование понятия "музыкальное движение" не как вид деятельности, а как МЕТОД. Очевидно он частично совпадает с методом пластического интонирования В.Коэн, но гораздо шире. Спасибо за ссылки.
avatar
2 musienko • 17:02, 28.01.2013
Спасибо за статью! Прочла с интересом. Теперь знаю, какие аргументы привести родителям в защиту детского танца. Буду говорить тоько цитатами -  Л.В.Кулаковский считал музыкальное движение "подлинным детским танцевальным творчеством". Спасибо! Очень нужный и своевременный материал.
avatar
Уважаемая В.В. Васильева (к сожалению, не знаю Вашего имени и отчества)! Спасибо за содержательную статью и рассмотрение проблемы, затрагивающейся в ней.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Теги
голос видео-дидактика игра дошкольник Enjoy English Гдз педагогический 73 Барселона - Осасуна прямая трансляц звуковысотный слух Debaters бригады HLTV сервер на Linux Вальс авианосцев инструменты дидактическая дидактическая игра Железновы Дмитрий Аросьев слушание музыки русский язык домашка compressor Crucial ESP Hack Живопись доминантное занятие здоровьесбережение Zombie Driver выступит видео-иллюстрация зима видео иллюстрация занятие Rapid Storage Technology Enterprise Золушка Свадебные пригласительные bhop_tut детский сад Res sound_By fen4ik_ Ranger 5.0.93.15 День матери игрушки ВЕСНА Зимушка Вечной конкурс здоровье ИКТ дурака интернете интегрированное занятие (2011/ENG/RIP восприятие музыки День победы дружба ветераны видео партитура Инсценировка восприятие Advanced Uninstaller Knock инвалиды День защиты детей детектор движения Букет Sborka Murders бисероплетение живинка дизайн бумажная пластика Anti-Camp гиперборея (2011/mp3) Валенсия вышивка атрибут gorod.mos.ru интерьер больше меньше как играть дизайн интерьера iSpy 3.2.3.0 барыня hns server 100 aa береста искусство БЕРН-И 8-10 лет барбарики Авторская Call Of Duty война Softworks subculture ИКТ в образовании декоративно-прикладное творчество Авторская Песня 9 мая ДМИ Plain
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0